Разговоры о важном. Прорыв блокады Ленинграда

Разговоры о важном. Прорыв блокады Ленинграда

Разговоры о важном.

16 января 2023 г.

 

1-2 классы

Прорыв блокады Ленинграда

Занятие призвано дать школьникам общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, вызвать уважение к мужеству, силе воли и готовности ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.

Занятие в форме 30-минутной эвристичекой беседы началось просмотром видеоролика о Тане Савичевой – девочке, блокадный дневник которой стал символом осажденного Ленинграда, данью памяти его жителям.

Ребята также просмотрели презентацию с фотографиями из блокадного города, им рассказали о норме выдаваемого хлеба, о том, как жили люди в тех условиях. Голод, холод, мороз – минус 40 градусов. Водопровод не работает, отопления в домах нет. В каждой квартире стояла железная печка – «буржуйка». В квартирах не осталось мебели, книг, в парках и скверах – деревьев. Все, что горело, сжигали в буржуйках.

Но Ленинград жил, трудился и сражался. Спасение шло от Ладожского озера: летом – по воде, а зимой по льду в город доставляли продукты, топливо, боеприпасы. Из города по озеру эвакуировали детей, стариков, больных и раненых. Ладогу называли дорогой жизни.

Операция советских войск, которые разгромили группу фашистской армии «Север», началась 4 января 1944 года; 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся 872 дня. Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и величия духа. Отвечая на вопрос учителя «Что приносит людям война?», дети пришли к выводу, что войны несут беду, горе, боль, болезни, голод, смерть, разрушения.

                                                                                                              

                                                                                                                    Романова А. В.

 

3-4 классы

Прорыв блокады Ленинграда

Для школьников 3–4 классов занятие также началось просмотром видео «О блокадном Ленинграде» и постановкой мотивационных вопросов. В ролике они услышали звук метронома. Этот знаменитый звук вошел в историю блокады Ленинграда, его стук называли живым биением сердца города. Поэзия познакомила их с важными картинами жизни блокадного Ленинграда. Работа с фотоматериалами углубила эмоциональную реакцию на обсуждаемые вопросы и события, представленные в художественных произведениях. Ребят также познакомили с дневником Тани Савичевой. Этот дневник не оставил равнодушным ни одного ученика. Столько боли и страданий содержится в этом дневнике!

Цену этой победы нельзя оценить ничем. Героизм, самоотверженность, любовь к Отечеству и вера в победу помогла выдержать все испытания защитникам и жителям славного Ленинграда.

                                                                                                                         Петрова А.Г.

                                                                                                                     

 

5-7 классы

Прорыв блокады Ленинграда

Со школьниками 5-7 классов на занятии поговорили о том, в чем заключался героизм во время Великой Отечественной войны, что такое «подвиг во имя жизни». Они узнали, что 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была снята еще через год – 27 января 1944-го.

Ребятам показали видеоролик и провели групповую работу во время просмотра. Видео состоит из 4-х частей и представлено в виде интерактива. На экране появляются 4 картинки, каждая соответствует определенной части сюжета. Школьникам напомнили, что об ужасах блокады в своем дневнике рассказала одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева. Погибая от голода, она писала в своем дневнике о том, как у нее на глазах умирали близкие. Через много лет детям блокадного Ленинграда поставят памятник – «Цветок жизни». На его лепестках напишут: «Пусть всегда будет солнце!», а рядом будут лежать каменные страницы дневника той самой ленинградской девочки.

Учитель во время беседы подвел ребят к мысли, что именно вера в будущее, вера в победу, в то, что город выстоит, говорит о том, что жизнь нельзя победить. Каждый ленинградец, как мог, спасал свой родной город.

                                                                                                               Яковлева А.В

 

8-9 классы

Прорыв блокады Ленинграда

 

В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда (так в те далекие годы назывался Санкт-Петербург). Сегодняшний наш разговор в 8 – 9 классах мы посвятили этой важной, но очень печальной теме.

Окруженный со всех сторон город пытался выжить под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней. Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была снята еще через год - 27 января 1944-го.

В ходе занятия посмотрели кадры кинохроники той трагедии. После просмотра видео дети пришли к выводу: люди должны помнить об этих событиях для того, чтобы они никогда больше не повторялись.

В блокадном Ленинграде продолжали работать школы, театры, музеи, библиотеки, спортивные арены, концертные залы. Проходили настоящие футбольные матчи. Город старался жить своей обычной жизнью – «города живых».

Обучающиеся разделились на группы и работали над вопросом: «Что помогло людям выжить в блокадном городе?».

Говорили о том, почему в самом конце Великой Отечественной войны Ленинграду было присвоено звание города-героя, о символах героической стойкости жителей Ленинграда.

Посмотрели небольшой ролик про блокадный хлеб. При обсуждении этого видеоролика обучающиеся были подведены к мысли, что настоящий подвиг ленинградцы совершали потому, что продолжали жить, продолжали работать, отдавая все силы для фронта, для победы наших солдат над фашистской армией. Люди отказывали себе в последнем – в еде, чтобы защитники города на передовой получали самое ценное – хлеб.

Посмотрели также видеоролик о «Молодой гвардии». Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы.

Прорыв блокады Ленинграда стал одним из важнейших событий, связанных с переломом в Великой Отечественной войне.

В конце занятия ребятам было предложено попробовать на основе выбранного группой символа создать проект памятника блокадному Ленинграду.

 

Ильина С. М.

 

10-11 класс

Прорыв блокады Ленинграда

Сегодня старшеклассники вновь окунусь в трагичные страницы нашей истории. Блокадный хлеб, Невский пятачок, голод, холод, дорога жизни – старшеклассники увидели, через какие испытания прошли их сверстники. Сделали вывод, что благодаря стойкости ленинградцев, отваге военных, мужеству подростков, которые защищали город и работали на заводах у станка, город выстоял и продолжал жить.

Наша страна и ее граждане должны помнить свою историю и сделать все, чтобы этого не повторилось.

Белова И.Н.