Разговоры о важном.
16 января 2023 г.
1-2 классы
Прорыв блокады Ленинграда
Занятие призвано дать школьникам общие
представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде
Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, вызвать
уважение к мужеству, силе воли и готовности ленинградцев ради Родины пережить
личное горе и страдание.
Занятие в форме 30-минутной эвристичекой
беседы началось просмотром видеоролика о Тане Савичевой – девочке, блокадный
дневник которой стал символом осажденного Ленинграда, данью памяти его жителям.
Ребята также просмотрели презентацию с
фотографиями из блокадного города, им рассказали о норме выдаваемого хлеба, о
том, как жили люди в тех условиях. Голод, холод, мороз – минус 40 градусов.
Водопровод не работает, отопления в домах нет. В каждой квартире стояла
железная печка – «буржуйка». В квартирах не осталось мебели, книг, в парках и
скверах – деревьев. Все, что горело, сжигали в буржуйках.
Но Ленинград жил, трудился и сражался.
Спасение шло от Ладожского озера: летом – по воде, а зимой по льду в город
доставляли продукты, топливо, боеприпасы. Из города по озеру эвакуировали
детей, стариков, больных и раненых. Ладогу называли дорогой жизни.
Операция советских войск, которые
разгромили группу фашистской армии «Север», началась 4 января 1944 года; 27
января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся
872 дня. Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и величия
духа. Отвечая на вопрос учителя «Что приносит людям война?», дети пришли к
выводу, что войны несут беду, горе, боль, болезни, голод, смерть, разрушения.
Романова
А. В.
3-4 классы
Прорыв блокады Ленинграда
Для
школьников 3–4 классов занятие также началось просмотром видео «О блокадном
Ленинграде» и постановкой мотивационных вопросов. В ролике они услышали звук
метронома. Этот знаменитый звук вошел в историю блокады Ленинграда, его стук
называли живым биением сердца города. Поэзия познакомила их с важными картинами
жизни блокадного Ленинграда. Работа с фотоматериалами углубила эмоциональную
реакцию на обсуждаемые вопросы и события, представленные в художественных произведениях.
Ребят также познакомили с дневником Тани Савичевой. Этот дневник не оставил
равнодушным ни одного ученика. Столько боли и страданий содержится в этом
дневнике!
Цену
этой победы нельзя оценить ничем. Героизм, самоотверженность, любовь к
Отечеству и вера в победу помогла выдержать все испытания защитникам и жителям
славного Ленинграда.
Петрова А.Г.
5-7
классы
Прорыв блокады
Ленинграда
Со
школьниками 5-7 классов на занятии поговорили о том, в чем заключался героизм
во время Великой Отечественной войны, что такое «подвиг во имя жизни». Они
узнали, что 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в
январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была
снята еще через год – 27 января 1944-го.
Ребятам
показали видеоролик и провели групповую работу во время просмотра. Видео
состоит из 4-х частей и представлено в виде интерактива. На экране появляются 4
картинки, каждая соответствует определенной части сюжета. Школьникам напомнили,
что об ужасах блокады в своем дневнике рассказала одиннадцатилетняя девочка
Таня Савичева. Погибая от голода, она писала в своем дневнике о том, как у нее
на глазах умирали близкие. Через много лет детям блокадного Ленинграда поставят
памятник – «Цветок жизни». На его лепестках напишут: «Пусть всегда будет
солнце!», а рядом будут лежать каменные страницы дневника той самой
ленинградской девочки.
Учитель
во время беседы подвел ребят к мысли, что именно вера в будущее, вера в победу,
в то, что город выстоит, говорит о том, что жизнь нельзя победить. Каждый
ленинградец, как мог, спасал свой родной город.
Яковлева А.В
8-9 классы
Прорыв блокады Ленинграда
В эти январские дни наша страна
вспоминает страшные события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны –
блокаду Ленинграда (так в те далекие годы назывался Санкт-Петербург).
Сегодняшний наш разговор в 8 – 9 классах мы посвятили этой важной, но очень
печальной теме.
Окруженный со всех сторон город пытался
выжить под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900
дней. Лишь 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе
исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была снята еще
через год - 27 января 1944-го.
В ходе занятия посмотрели кадры
кинохроники той трагедии. После просмотра видео дети пришли к выводу: люди
должны помнить об этих событиях для того, чтобы они никогда больше не
повторялись.
В блокадном Ленинграде продолжали
работать школы, театры, музеи, библиотеки, спортивные арены, концертные залы.
Проходили настоящие футбольные матчи. Город старался жить своей обычной жизнью
– «города живых».
Обучающиеся разделились на группы и
работали над вопросом: «Что помогло людям выжить в блокадном городе?».
Говорили о том, почему в самом конце
Великой Отечественной войны Ленинграду было присвоено звание города-героя, о
символах героической стойкости жителей Ленинграда.
Посмотрели небольшой ролик про блокадный
хлеб. При обсуждении этого видеоролика обучающиеся были подведены к мысли, что
настоящий подвиг ленинградцы совершали потому, что продолжали жить, продолжали
работать, отдавая все силы для фронта, для победы наших солдат над фашистской
армией. Люди отказывали себе в последнем – в еде, чтобы защитники города на
передовой получали самое ценное – хлеб.
Посмотрели также видеоролик о «Молодой
гвардии». Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и
горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые
военные годы.
Прорыв блокады Ленинграда стал одним из
важнейших событий, связанных с переломом в Великой Отечественной войне.
В конце занятия ребятам было предложено
попробовать на основе выбранного группой символа создать проект памятника
блокадному Ленинграду.
Ильина
С. М.
10-11 класс
Прорыв
блокады Ленинграда
Сегодня старшеклассники вновь
окунусь в трагичные страницы нашей истории. Блокадный хлеб, Невский пятачок,
голод, холод, дорога жизни – старшеклассники увидели, через какие испытания
прошли их сверстники. Сделали вывод, что благодаря стойкости ленинградцев, отваге
военных, мужеству подростков, которые защищали город и работали на заводах у
станка, город выстоял и продолжал жить.
Наша
страна и ее граждане должны помнить свою историю и сделать все, чтобы этого не
повторилось.
Белова И.Н.